Не пропусти
Главная » Советы автолюбителям » Поворачиваемость — это

Поворачиваемость — это

Повора́чиваемость — показатель, который говорит о поведении автомобиля в повороте. Поворачиваемость бывает недостаточной, избыточной и нейтральной.

Поворачиваемость зависит от условий езды: например, автомобиль может испытывать недостаточную поворачиваемость в одних поворотах и избыточную в других, или недостаточную при разгоне и избыточную при торможении.

Поворачиваемость - это

Если передние колёса первыми теряют сцепление с поверхностью, говорят о недостаточной поворачиваемости (англ.  understeering ). В этом случае автомобиль движется по прямой, не слушаясь руля.

В случае сноса передних колёс:

  • На автомобилях всех типов: применить торможение двигателем и повернуть руль в обратную сторону, пока сцепление не восстановится. После этого плавно затормозить и вписаться в поворот.
  • Только для переднеприводного автомобиля: лёгкий снос можно скорректировать нажатием на сцепление.

Переднеприводной автомобиль склонен к недостаточной поворачиваемости, на нём недостаточная поворачиваемость корректируется сложнее, чем на заднеприводном.

Стараются, чтобы на серийных автомобилях была недостаточная поворачиваемость. Во-первых, последствия срыва в снос передних колёс менее плачевны; во-вторых, неумелому водителю избыточную поворачиваемость исправить сложнее, чем недостаточную.

Поворачиваемость - это

Если задние колёса первыми теряют сцепление с дорогой, говорят об избыточной поворачиваемости (англ.  oversteering ). В этом случае у автомобиля сносит заднюю ось, вплоть до разворота.

В случае возникновения заноса задних колёс:

  • на заднеприводном автомобиле вывернуть руль в обратную сторону (в сторону заноса) и либо отпустить газ (но не доводя автомобиль до торможения двигателем), либо нажать на газ, переведя автомобиль в режим управляемого заноса;
  • на полноприводном автомобиле: вывернуть руль в обратную сторону и применить торможение двигателем.
  • на переднеприводном автомобиле вывернуть руль в обратную сторону, но оставить под тягой. Педаль тормоза не трогать.

Если избыточную поворачиваемость не удаётся скорректировать, следует приготовиться к тому, что автомобиль развернёт задом наперед.

Заднеприводной автомобиль склонен к избыточной поворачиваемости, на нём избыточная поворачиваемость корректируется сложнее, чем на переднеприводном. Современные заднеприводные автомобили при соблюдении рекомендаций производителя довольно безопасны, но на скользкой дороге избыточная поворачиваемость всё равно чувствуется. Будьте внимательнее.

Стоит заметить, что автомобили для ралли могут иметь любую поворачиваемость (не обязательно избыточную). Для прохождения поворотов в управляемом заносе избыточную поворачиваемость создают искусственно такими приёмами, как контрсмещение, использование ручного тормоза, избыток газа (не для переднеприводгого автомобиля), динамическое перераспределение веса на переднюю ось (загрузка передней оси торможением или сбросом газа), и т. д. Автомобили, подготовленыые для ралли по скользким дорогам (лед, грязь, гравий) могут иметь недостаточную поворачиваемость из-за особенностей трансмиссии: жесткие межосевые и межколесные дифференциалы могут препятствовать тому, что внутренние колеса в повороте крутятся медленнее. Это мешает автомобилю двигаться по дуге с колесами, повернутыми на угол, соответствующий крутизне поворота. Поэтому пилоты таких автомобилей создают поворачиваемость искусственно вышеуказанными приемами, а у зрителей создается впечатление, что автомобиль проходит повороты «боком» или «веером».

Нейтральная поворачиваемость (англ.  neutral handling ) — ситуация, когда обе оси теряют сцепление одновременно. Это наиболее удачная ситуация для автогонщика. В этом случае автомобиль скользит к внешней стороне поворота, не меняя курса.

Автомобили для кольцевых гонок имеют нейтральную поворачиваемость (с небольшим уклоном к недостаточной или избыточной, в зависимости от предпочтений пилота). Недостаточная приводит к потере скорости в крутых поворотах, при избыточной практически невозможно тормозить на дуге.

Следующие действия приводят к недостаточной поворачиваемости (и, соответственно, служат для корректирования избыточной):

  • сужение передней колеи;
  • расширение задней колеи;
  • снижение заднего клиренса;
  • увеличение переднего клиренса;
  • повышение жёсткости передней подвески и/или передних шин;
  • уменьшение жёсткости задней подвески и/или задних шин;
  • уменьшение диаметра передних колёс;
  • увеличение диаметра задних колёс;
  • уменьшение отрицательного развала передних колёс;
  • увеличение отрицательного развала задних колёс;
  • уменьшение схождения передних колёс;
  • увеличение схождения задних колёс;
  • перемещение центра тяжести автомобиля назад;
  • увеличение размера и/или угла атаки заднего антикрыла.

Обратные действия приводят к избыточной поворачиваемости.

Влияние скорости прохождения поворота на поворачиваемость

Нельзя сказать, что автомобиль имеет избыточную или недостаточную поворачиваемость во всех случаях. На поворачиваемость также влияет крутизна и скорость прохождения поворота. Чем меньше крутизна поворота и следовательно больше скорость прохождения такого поворота, тем более избыточную поворачиваемость испытывает автомобиль. И наоборот, на крутых, медленных поворотах автомобиль испытывает недостаточную поворачиваемость. Например, в крутых поворотах типа «шпилька» для борьбы с недостаточной поворачиваемостью раллисты используют занос, вызванный ручником, а на плавных скоростных поворотах для борьбы с избыточной поворачиваемостью применяют антикрыло (см. фильм Pikes Peak).

В кольцевых гонках настройки автомобиля (см. предыдущий раздел) для определенного уровня поворачиваемости настраивают исходя из конфигурации каждой трассы, учитывая как медленные, так и быстрые повороты, и находя «золотую середину» в настройках.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Что делать если вы потеряли: СТС, права, ОСАГО и паспорт

Что делать если вы потеряли: СТС, права, ОСАГО и паспорт С какими трудностями можно столкнуться при восстановлении утерянных документов. Вы считаете что, потеряв документы на машину, водительское удостоверение и удостоверение личности, вы в короткий срок ...

Рейтинг@Mail.ru