Не пропусти
Главная » Ваш юрист » Признаки, понятие и виды субъектов административного права

Признаки, понятие и виды субъектов административного права

Признаки, понятие и виды субъектов административного права

Что в юридической науке понимается под субъектом права? Это обладатель определенных обязанностей или прав, с помощью которых можно реализовывать ряд законных полномочий. Существуют субъекты и в административном праве. Все они имеют ряд отличительных признаков. Именно о понятии и видах субъектов административного права будет рассказано в этой статье.

Субъектом административных правоотношений именуется организация или лицо, которое являются участником управленческих отношений в соответствии с действующим законом Российской Федерации. Управленческие отношения регулируются нормами, входящими в систему административного права. Сами субъекты наделены рядом законных обязанностей и прав.

Понятие и виды субъектов административного права было бы невозможно отличить без ряда соответствующих признаков. Вот что здесь следует выделить:

  • наличие норм административно-правового характера, которые предусматривают обязанности и права субъекта;
  • основания для формирования, изменения, дополнения или прекращения правоотношений;
  • наличие административной дееспособности и правоспособности субъекта.

Существует несколько видов субъектов административного права. Понятие и характеристика каждого из них будут предоставлены далее.

Субъект любого права всегда точно определен. Это физическое или юридическое лицо – конкретный участник стороны правоотношения. Основным субъектом административных правоотношений считается гражданин. Главная его особенность — это возможность выступать в качестве частного лица, а также наличие четких общегражданских прав и обязанностей.Признаки, понятие и виды субъектов административного права

Гражданин обладает рядом полномочий, которые могут складываться в связи со следующими моментами:

  • выполнение возложенных на граждан обязанностей в области исполнительной власти;
  • реализация прав в области исполнительной власти;
  • нарушение правовых обязанностей органами исполнительной власти или физическими лицами.

Полномочия граждан как субъектов административных правоотношений зафиксированы в российской Конституции и КоАП.

Важнейшей составляющей юридического статуса гражданина как основного субъекта административных правоотношений является административная дееспособность и правоспособность. В административном праве понятие правоспособности анализируется для выяснения правовой природы административно-правового статуса субъекта. Ученые говорят о правоспособности как о возможности приобретать и исполнять обязанности и права, а также нести за них ответственность.

Наряду с административной правоспособностью, субъекты права должны реализовывать и дееспособность. Это возможность приобретать и реализовывать законные права, формировать и исполнять обязанности, а также обеспечивать их. Дееспособность появляется не сразу, а только по достижении совершеннолетия.

Есть также понятие деликтоспособности — возможности нести ответственность за свои проступки и преступления. Уголовная ответственность введена с 14 лет, а административная — с 16 лет.

Общественное объединение как вид субъектов административного права

Понятие и характеристика общественного объединения особенно важны для понимания рассматриваемой темы. Статьей 30 российской Конституции предусмотрено право граждан на объединение и создание союзов. Под общественным объединением понимается формирование, созданное на добровольной, некоммерческой и самоуправляемой основе. Граждане группируются на основе общности интересов для достижения общих целей, указанных в уставе объединения.Признаки, понятие и виды субъектов административного права

Существуют общероссийские, межрегиональные, местные и муниципальные объединения. Все они должны быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в соответствующих государственных органах. Объем правоспособности объединений всегда различен. Зависит он от количества субъектов, обозначенных целей, характера управленческих функций и т.д.

Органы исполнительной власти являются частью обширного государственного аппарата. Они имеют собственную структуру, территориальный масштаб, а также особый вид компетенции. Такие органы образуются в порядке, строго закрепленном законом.

Исполнительные органы призваны осуществлять постоянное руководство социально-культурным развитием, административно-политическим строительством, а также хозяйственным и межотраслевым видами управления. Дееспособность и правоспособность органов исполнительной власти формируются одновременно с образованием и определением их компетенции, а ликвидируются они после законного упразднения органов.Признаки, понятие и виды субъектов административного права

Все исполнительные органы заключены в двухуровневую систему. Первая ступень именуется федеральной, вторая — региональной. На федеральном уровне действует Правительство, общероссийские министерства, различные комитеты, надзоры, департаменты, управления и агентства. На региональном уровне работают местные администрации, структурные административные подразделения и комитеты субъектов. Все представленные инстанции входят в совокупность видов субъектов административного права. Понятия и краткие характеристики каждого вида подробно описаны в законах.

Кто входит в категорию государственных служащих? Ответ на этот вопрос предоставлен в президентском Указе от 22 декабря 1993 года — №53 САПП, статья 5073. 1 Понятие и виды субъектов административного права здесь определены особым образом. Так, госслужащим является российский гражданин, который исполняет обязанности на государственной должности за определенное денежное вознаграждение. Формируется вознаграждение за счет федерального бюджета.

Госслужащие должны работать в соответствии с принципами компетентности, законности, подотчетности и подконтрольности. Закон закрепляет равный доступ граждан РФ к государственной службе.Признаки, понятие и виды субъектов административного права

Отношения рассматриваемых субъектов классифицируются по двум видам: это внутренние и внешние группы. Внутриорганизационные отношения возникают в связи с замещением конкретной государственной должности. Отношения же внешнеорганизационного типа складываются между государственными служащими и прочими субъектами – физическими и юридическими лицами, общественными объединениями и т.д.

В структуру административного права входят так называемые коллективные субъекты — различные учреждения и предприятия. Это самостоятельно хозяйствующие субъекты, сформированные для реализации производственных работ, оказания услуг, удовлетворения различных потребностей, а также получения прибыли. Учреждения реализуют функции административно-политического и социально-культурного характера. В зависимости от формы имеющейся собственности, такие субъекты делятся на следующие виды:

  • государственные или региональные;
  • общественные;
  • частные;
  • смешанные.Признаки, понятие и виды субъектов административного права

Существует также классификация, зависимая от организационно-правовой формы. Здесь следует выделить:

  • общества;
  • товарищества;
  • предприятия муниципального и государственного типа;
  • кооперативы производственной направленности.

Понятия, признаки и виды субъектов административного права зафиксированы в Федеральном законе «О регистрации юридических лиц».

Все представленные виды предприятий, лиц и государственных образований заключаются в отдельную классификацию. К слову, понятия и виды субъектов административного права в РБ, РФ, РК, Украине и прочих постсоветских государствах мало чем отличаются друг от друга. Практически во всех европейских странах работает одна административная система, субъекты которой строго определены законами. Признаки, понятие и виды субъектов административного праваВот как выглядит сама классификация:

  • российские граждане;
  • иностранцы, находящиеся на территории РФ;
  • лица без гражданства (апатриды);
  • должностные лица, в том числе госслужащие;
  • беженцы и вынужденные переселенцы;
  • коллективные организации;
  • предприятия и учреждения;
  • государственные исполнительные органы.

Как видно из классификации, субъекты могут быть коллективными и единоличными. Например, исполнительный орган относится к числу коллективных, а президент как должностное лицо — к числу единоличных.

Понятие и виды субъектов административно-процессуального права

Административный процесс представляет собой совокупность норм, согласно которым должна организовываться и реализовываться деятельность отдельных должностных лиц и органов — непосредственных субъектов процесса. Признаки, понятие и виды субъектов административного праваК числу субъектов процесса относятся:

  • государственные служащие;
  • государственные органы;
  • общественные объединения;
  • субъекты, в функции которых входит возбуждение дела;
  • стороны процесса;
  • уполномоченные представители.

Субъект административного процесса должен быть связан с возбуждением административного делопроизводства, а также с его реализацией.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Ответственность нотариуса, права и обязанности

Наверное, каждый человек знает о существовании нотариусов — специалистов, занимающихся оформлением правовой документации и ее юридическим заверением. Нотариальная сфера считается невероятно обширной и сложной. Именно поэтому ее работники несут ответственность за громадное количество исполняемых обязанностей. ...

Рейтинг@Mail.ru