Главная » Женские штучки » Дисфункциональное воспитание: жестокое обращение, культ болезни и моральная ответственность (часть3)

Дисфункциональное воспитание: жестокое обращение, культ болезни и моральная ответственность (часть3)

В двух предыдущий статьях из этого цикла мы разобрали некоторые типы дисгармоничного воспитания. Мы рассказали об особенностях гиперпротекции и ее антагониста, а также обсудили противоречивый стиль и гиперсоциализирующий подход.

Эта статья будет предпоследней в цикле и затронет заявленные в заголовке подходы к воспитанию ребенка.

Содержание статьи:

Дисфункциональное воспитание: жестокое обращение, культ болезни и моральная ответственность (часть3)

Культ болезни

Этот типаж дисфункционального воспитания заключается в приписывании ребенку роли больного члена семьи, следствием которого является создание особых семейных отношений и атмосферы. Родители относятся к ребенку как к вечно больному, слабому и немощному, несмотря на его реальное физическое состояние.

Подобное отношение к малышу ведет за собой принятие ребенком своих «особенностей», что формирует у него:

  • — Комплекс сверхполноценности
  • — Пассивность
  • — Чувство вседозволенности (отсутствие тормозов)
  • — Демонстративность и истероидность
  • — Эгоцентризм
  • — Безволие

Такое воспитание может возникать и как следствие реальных травм ребенка. Развивается в период восстановления малыша, например, после сотрясения или инфекционных поражений.

На этом этапе крайне важна информированность родителей о заболевании ребенка (безусловно – от лечащих врачей), так как недостаток информации часто приводит к тому, что родители попросту упускают удобный для коррекции той или иной функции период, что приводит к ее потере ребенком. Например, травматическая афазия может быть скорректирована в клинике и при работе с родителями, а неосведомленность может привести к фиксации болезни.

Жестокое обращение с ребенком

Итак, не стоит думать, что этот тип воспитания включает в себя только физическое насилие. В него входят:

  • —Физические наказания
  • -Явное эмоциональное непринятие детей
  • -Дистантность
  • -Отвержение
  • -Недостаток любви

Важно, что в таких случаях, важной причиной зарождения этого отношения становятся личностные качества родителя. Например, тревожные и импульсивные родители в большей степени склонны к проявлению жестокого поведения по отношению к своим детям.

Такое воспитание состоит из широчайшего спектра наказаний и санкций, применяемых относительно ребенка, но при этом отсутствуют или в неадекватно малом количестве применяются поощрения. Более того, сила наказания часто несоразмерна проступку ребенка.

К сожалению, ребенок в таких семьях ставится в позицию козла отпущения, позиционируется как «позорящий фамилию» член семьи. При этом воспитании нарушается и когнитивный образ ребенка, происходит его демонизация. Очень часто родители навешивают на детей ярлыки:

  • -Лживости
  • -Нетерпеливости
  • -Глупости
  • -Лености
  • -Эгоизма
  • -Агрессивности

При этом, в большинстве случаев эти приписывания не связаны с реальными характеристиками детей. Более того, такое «навешивание» происходит по механизмам проекции и рационализации. В первом случае родитель переносит на ребенка те качества, которые не может признать за супругом или собой.

Делается это неосознанно и для сохранения позитивной Я-концепции родителя и образа супруга. Рационализация проявляется в случаях, когда родителям трудно признать, что они не любят ребенка. Происходит это по схеме «я не люблю, потому что…», где прилагается самый широкий перечень причин.

Опять же делается это неосознанно и для сохранения позитивного самоотношения.

Ненормальная моральная ответственность

Основная характерологическая черта этого стиля воспитания – непомерные требования, предъявляемые ребенку и никак не соответствующие его реальному возрасту. В принципе, в некоторых случаях этот стиль воспитания помогает ребенку быстрее познакомится с «хорошо и плохо», но лишь при условии тесного контакта с родителями и помощью в разъяснениях почему что-то должно быть именно так.

Если же этот стиль используется вкупе с жесткими санкциями и ограничениями, то это приводит почти к стопроцентной невротизации ребенка, развитию тревожности и неуверенности. Дети, воспитываемые в рамках этого стиля, просоциальны и обязательны, но явно прослеживается их завышенная тревожность, скрытые депрессивные настроения. Более того, по необъясненным на сегодня механизмам, дети из таких семей чаще соматизируют свои психологические трудности.

Например, в подростковом возрасте депрессия может проявляться не в классических наборах эмоциональных расстройств, а как сильные головные боли, субъективные ощущения нарушенной работы органов и так далее.

К причинам возникновения стиля повышенной моральной ответственности можно отнести:

  • — Нарушения образа ребенка у родителей по типу приписывания возможностей, которых реально нет у ребенка
  • — Механизм делегирования ролей
  • — Объективные причины (например, отец оставил семью, мать выступает в роли кормилицы семьи, а отцовская роль присваивается старшему ребенку в семье)

Из описанных нами стилей можно сделать вывод, что не всегда воспитательный процесс можно отнести к категориям хорошего или плохого. Безусловно, описанные нами методы воспитания по большей степени деструктивны, но, например, морализаторство при воспитании, вкупе с грамотной системой поощрений, дает свои плоды.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

О admin

x

Check Also

Грибок ногтей на ногах

Грибковый враг Одним из самых распространённых дерматологических заболеваний в настоящее время, является грибок ногтей — онихомикоз. Каждый пятый человек на планете Земля знаком с этим заболеванием. Грибок не приносит угрозы жизни человека, но является опасным ...

Помидоры при грудном вскармливании (при кормлении грудью)

Все мамочки знают, что при грудном вскармливании многие продукты запрещены хотя бы на какое-то время. Одни из них вызывают аллергию, от вторых у деток появляются колики, третьи вредны малышам по иной причине. В этот раз ...

Значение имени Светлана: что означает, судьба и происхождение

Значение имени Светлана имеет славянские корни. Происходит оно от слов «свет» и «лан», первое обозначает «светлая» или же «чистая», а вот второе – «земля». Имя считается женской вариацией мужского наименования Светлан, которое сегодня встречается крайне ...

Рейтинг@Mail.ru